Столярные работы - отделка изделий из древесины

Для того чтобы придать изделиям из древесины красивый внешний вид и предохранить поверхность древесины от выцветания и разрушения, их отделывают. Кроме того, с отделанной поверхности изделия легче удалить пыль и грязь и во многих случаях эту поверхность можно мыть. В некоторых конструкциях юных техников, например в плавающих моделях судов, отделочные покрытия делаются и для того, чтобы надежно предохранить изделие от проникновения влаги. 
Работы по отделке лицевой поверхности изделий из древесины различными лакокрасочными составами подразделяются на две группы. К группе прозрачной, или столярной, отделки относятся все отделочные работы, при которых поверхность изделий окрашивается или покрывается прозрачными составами, ее только не скрывающими текстуры древесины, а, наоборот, еще яснее, подчеркивающими ее рисунок; к группе малярной, или укрывистой, отделки - те отделочные работы, при которых поверхность изделий покрывается сплошной непрозрачной пленкой масляных, эмалевых, явгроцеллюлозных и других красок и лаков. При прозрачной (столярной) отделке поверхность изделия сначала тщательно сглаживают шлифованием мелкой шкуркой. 
Поверхность деталей, изготовленных из древесины твердых пород, предварительно сглаживают циклеванием, то есть соскабливают тончайшую стружку при помощи стальной пластинки - цикли. На рабочих кромках цикли при «наводке» хорошо закаленным гладким стальным стержнем образуются острые заусеницы. Ими и соскабливают стружку. При работе циклю держат обеими руками, немного наклоняя и изгибая ее в сторону движения. При шлифовании шкуркой рекомендуется пользоваться шлифовальными колодочками («сухариками») - небольшими брусочками прямоугольной формы, изготовленными из мягкой древесины или пробки и обернутыми шкуркой. Шлифовальная шкурка различается по номерам, зависящим от величины зерен абразивных материалов. 

Предварительная отделка

Предварительная отделка изделий из древесины Внешняя (лицевая) отделка поверхности изделий является защищающей операцией. Внешней отделкой столярных изделий достигаются следующие цели: изделию придается красивый внешний вид, сохраняется и улучшается цвет и текстура древесины; древесина изделия предохраняется от загрязнения и загнивания, что в значительной степени повышает срок службы изделий; обеспечиваются санитарно-гигиенические требования к изделиям (изделия можно очищать от пыли, грязи, можно мыть, делать водонепроницаемыми и т. д.). 
Различают два вида внешней отделки поверхностей столярных изделий: отделку прозрачную, при которой поверхность изделия покрывается прозрачными составами, сохраняющими и подчеркивающими естественную текстуру (рисунок) древесины (олифление, вощение, лакирование, полирование и др.),и отделку непрозрачную, при которой поверхность изделий покрывается сплошной непрозрачной пленкой масляных красок и эмалей. 

Подготовка

Перед внешней отделкой поверхность древесины должна быть предварительно подготовлена; подготовка бывает столярная и отделочная. Столярная подготовка поверхности древесины заключается в заделке сучков и других дефектов вставками на клею, окончательном выравнивании и зачистке поверхности. Столярная Подготовка отделываемой поверхности обязательна для обоих видов покрытий. После столярной подготовки на поверхности изделия не должно оставаться грязи, пятен, шероховатостей, волнистости, царапин, вмятин, вырывов и других дефектов. 
Отделочная подготовка представляет собой окончательное выравнивание поверхности и подготовку к нанесению лакокрасочной пленки. При столярной подготовке поверхность изделия хорошо прострагивают вдоль и поперек волокон шлифтиком - двойным рубанком с крутой посадкой железки. Поверхность деталей из древесины твердых пород предварительно циклюют, то есть производят соскабливание тончайшей стружки при помощи тонкой стальной пластинки с острыми кромками - цикли. 
Далее отделываемую поверхность шлифуют шлифовальными шкурками или пемзой, а зачистку криволинейных и торцовых поверхностёй (выпуклых и вогнутых) производят с помощью рашпилей, напильников и шлифовальной шкурки.Рашпили для дерева (рис. 85, а) представляют собой плоские или полукруглые стальные бруски, на поверхности которых нарезаны отдельные крупные зубья, в виде треугольных ям с острыми бугорками. При рабочем движении рашпиля зуб снимают слой древесины и сглаживают неровности. Рашпиля главным образом пользуются для обработки внешних закруглиний на гранях и углах изделия. 
С помощью рашпилей и напильников обработка древесины производится поперек волокон; вначале зачищаются торцы брусков, углы, соединения, выемки и выступы (рис. 85, б, в). При опиливании древесины напильниками насечки быстро забиваются мелкими опилками (особенно при обработке смолистого дерева) и их нужно часто очищать щетками из тонкой стальной проволоки. При удалении теткой смолы, набившейся в насечки напильников, щетки рекомендуется смачивать в керосине или скипидаре, которые растворяют смолу. Небольшие криволинейные поверхности древесины можно зачищать осколками листового оконного стекла. 

Шлифование

Зачистка изделий шлифовальными шкурками (шлифование) обеспечивает высокое качество поверхности. При выборе номера шкурки следует руководствоваться состоянием обрабатываемой поверхности и требованиями к ее качествам. Обычно для строганой поверхности древесины применяют шкурки двух - трех номеров: №№ 46 - 80 для грубой шлифовки; 100 - 120 для чистовой отделки. Для мягких пород древесины (липа, ель и др.) наиболее пригодна стеклянная шкурка; для пород средней твердости (бук, дуб и др.) - кварцевая; для клена и ясеня может применяться шкурка корундовая и карборундовая. 
Зачистку поверхности древесины производят вручную и на шлифовальных станках. Пои ручном шлифовании мелких деталей их кладут обрабатываемой поверхностью на лист шлифовальной шкурки и выполняя поступательно-возвратное движение детали, хорошо зачищают ее поверхность (рис. 86, а) Для большего удобства в работе и экономии шкурки используют стержень или брусок из мягкой древесины (липы или пробки), соответствующий профилю обрабатываемой поверхности. Иногда у брусочка делают подошву из резины, войлока или пробки. 
На брусочек навертывают шлифовальную шкурку и ведут шлифование без нажима, непрерывными кругообразными движениями, постепенно передвигаясь от одного края изделия к другому; заканчивают шлифование, двигая шкурку вдоль волокон древесины. В начале шлифования пользуются крупнозернистыми шкурками, а заканчивают мелкозернистыми. После строгания, зачистки поверхности изделия циклей и грубого шлифования волокна древесины перерезаются и поверхности древесины при увлажнении покрывается ворсом, который затрудняет работу при дальнейшей обработке - полировании, лакировании и т. д., что значительно снижает качество обработки поверхности. 
Для удаления ворса после первого грубого шлифования поверхность изделия слегка смачивают водой, после чего изделие просушивают, а поднявшийся ворс удаляют окончательной шлифовкой вдоль волокон с помощью мелкозернистой шлифовальной шкурки.При отделке поверхности древесины хвойных пород смачивание и шлифование поверхности с целью удаления ворса следует производить дважды. При зачистке шлифовальными шкурками обрабатываемая поверхность изделия загрязняется абразивными материалами, поэтому в процессе шлифования ее необходимо протирать мягкой тряпкой или щеткой. 
Грубая обработка древесины, особенно после шпаклевки (см. ниже), производится с помощью кусков пемзы. Пемза натуральная встречается в природе в виде бесформенных кусков; она является продуктом вулканического происхождения. Пемза содержит большое количество мелких зерен кварца. Для работы пемзой одна сторона куска выравнивается и используется для шлифования. По мере загрязнения (засаливания) поверхность куска пемзы срубается и вновь выравнивается. Износоустойчивость у пемзы большая, чем у шкурки. 
Применяется также искусственная пемза, приготовленная в виде прямоугольных брусков из размолотой и отмученной пемзы, кремния, кварцевого песка и других материалов, сплавленных со связующими материалами. Для наиболее тонкого шлифования (для приглаживания ворса и подготовки поверхности для лакировки и полировки) применяют щетки из морской травы, конского волоса или щетины; шлифование производится также лубом или древесной стружкой твердых пород - дуба, ясеня и др. Зачищенное и отшлифованное изделие можно подвергать окончательной отделке - натирать воском, лакировать, полировать или нанести на него лакокрасочное покрытие. 

Покрытие поверхности протравами

Наибольшее применение в столярном производстве имеет прозрачная отделка изделий из древесины с применением олифы, воска, лаков, политуры. При проведении прозрачной отделки изделие подкрашивают в тот или иной цвет, с сохранением текстуры древесины. Предварительно поверхностный слой древесины протравливается или «морится» протравами или морилками, которые представляют собой химикаты, легко растворимые в воде (соли, кислоты, дубильные вещества). 
За последнее время такие, ранее широко распространенные термины, как травление, морение, имитация, бейцевание, считаются несколько устаревшими. В некоторых случаях в технической литературе все названные операции заменены единым термином крашение или тонирование. Под крашением и тонированием понимается изменение цвета древесины красителями (или сохранение ее натурального цвета без затемнения ее текстуры. Крашение производится со следующими основными целями: 

а)

усилить и оттенить естественный цвет и текстуру древесины, особенно ценных пород; 

б)

придать светлой древесине более спокойный темный тон, скрывающий мелкие дефекты и выравнивающий цвет деталей, 

в)

имитировать древесину простых пород под цвет и вид древесины ценных пород; 

г)

придать древесине красивый непрозрачный цвет. 
Покрытие изделий олифой является наиболее простым и доступным способом прозрачного покрытия гладко зачищенной древесины. Олифа — льняное масло, проваренное при температуре 200—260° с небольшим количеством специальных добавок (сиккативов), ускоряющих высыхание масла. Олифа прозрачна, имеет коричневатый цвет. При покрытии изделий олифу в немного подогретом виде наносят на поверхность изделия и дают просохнуть, после чего олифу наносят вторично, но уже без подогрева. После высыхания проолифленная поверхность древесины имеет блестящую эластичную пленку с желтоватой окраской. Проолифленная древесина лучше сохраняется, меньше пачкается и пылится. Олифой рекомендуется покрывать поверхность новых столярных верстаков, верстачную крышку, стусло и различные приспособления из древесины. 
Протравливание изделий из древесины (точнее крашение или тонирование древесины) в тот или иной цвет осуществляется различными растворами естественных и синтетических красителей, протравными красителями или морилками.В качестве протрав применяют красители естественного происхождения (отвары стружек красного дерева, коры яблони, ольхи или ивы; корней морены и т. д.). Наиболее широкое применение получили искусственные анилиновые красители самых разнообразных цветов и оттенков.Анилиновые красители бывают двух групп: основные (щелочные) и кислотные, причем смешивать анилиновые красители для получения различных цветов и оттенков можно только в пределах этих групп. Применяемые для окраски в качестве протрав анилиновые красители достаточно светоустойчивы и легко приготовляются, растворяясь в горячей воде при температуре 75 - 809) в количестве от 10 до 30 г на 1 л. Способов протравливания суя шествует очень много. 
Наиблее употредляемые красители для различных пород древесины приведены в таблице 7 Отечественной промышленностью в настоящее время выпускается значительное количество готовых составов для крашения древесины, растворы которых могут быть приготовлены в школьных мастерских. Для окрашивания применяются также красные анилиновые чернила и тушь. Крашению лучше всего поддаются лиственные породы - дуб, береза, липа и др.; хвойные породы - сосна, ель, древесина которых содержит смолу, впитывают краску неравномерно и дают окрашенную поверхность с пятнами. Подготавливая окрашивающие растворы и подбирая нужный цвет, следует помнить, что цвет окрашенной древесины после высыхания становится светлее. 
Для более равномерного окрашивания изделий предварительно с помощью отжатой губки или тряпки следует отделываемую поверхность равномерно увлажнять водой. Торцы древесины шло смачивать водой значительно сильнее, так как они впитывают краситель в большей степени. Процедив окрашивающий раствор сквозь тряпочку или марлю, уложенную в два-три слоя, наносят его на отделываемую поверхность с помощью мягкой кисти, губки, ватного тампона; окраску ведут вдоль волокон быстро и без нажима, покрывая каждый участок протравой один раз, не допуская подтеков. Слабый раствор красителя может быть нанесен два-три раза, после пяти минутной выдержки. 
После просыхания окрашенная поверхность может стать ворсистой, так как обрезанные при строгании и отделке концы волокон поднимаются. Ворс счищают мелкозернистой или отработанной шлифовальной шкуркой и протирают губкой или тряпкой.После окрашивания поверхность становится матовой. Чтобы делать поверхность гладкой и блестящей, ее натирают воском или покрывают лаком. Окрашивание чаще всего производят при отделке самодельных полочек, подставок, ящиков и других изделий. 
 

Вощение древесины

Вощение древесины производится путем нанесения на окрашенную протравами поверхность тонкого слоя восковой мастики (или восковой политуры).Для приготовления мастики в растопленный горячий воск заливают вдвое большее по весу количество скипидара или бензина. Получается жидкая, как сметана, мастика. При небольших прибавках парафина или канифоли (до 10%) мастика становится более твердой. 
Мастику с помощью тампонов, куска грубой суконки или войлока наносят на поверхность изделия и с нажимом растирают вначале поперек, а потом вдоль волокон. После одно-двухдневной просушки изделия его поверхность растирают мягкой суконкой или шерстяной тряпочкой, матовая поверхность изделия делается слегка блестящей. Вощение древесины применяется для изделий, подверженных действию влаги. При работе со скипидаром и бензином следует соблюдать осторожность, так как они легко воспламеняются. 

Покрытие лаками

Лакироваиие является одним из наиболее распространенных способов прозрачной отделки изделий из древесины и заключается в нанесении на эти изделия одного или нескольких слоев лака. После высыхания лака на поверхности изделия образуется прозрачная, прочная, блестящая, гладкая на ощупь защитная пленка, обладающая хорошей атмосфероустойчивостью. Пленка лака предохраняет древесину от загрязнения и порчи, придавая ей красивый внешний вид. 
Лакирование производится при помощи наиболее распространенных лаков - спиртовых, масляных и нитроцеллюлозных (нитролаков).

Спиртовые лаки

представляют собой естественные (шеллак, канифоль и др.) или искусственные синтетические смолы, растворенные«в этиловом спирте. Лак придает поверхности древесины наиболее красивую глянцевую поверхность, быстро высыхает (от 30 минут до 1 - 2 часов). Но наряду с этим спиртовые лаки обладают невысокой влагостойкостью! и при попадании влаги на лакированную поверхность на ней появляются полосы и пятна. Спиртовые лаки применяются для изделий, которые не подвергаются переменной температуре и влажности (мебель и пр.). 

Масляные лаки

изготавливают также из различных смол, но в качестве растворителя вместо спирта используют высыхающие масла с добавлением сиккативов и разбавителей. Масляный лак образует особенно прочную влагостойкую пленку с хорошим блеском, но медленно сохнущую (от 24 до 60 часов) Масляные лаки могут применяться для изделий, подвергающихся действию влаги и переменных температур.Нитролаки представляют раствор нитроцеллюлозы (клетчатка, обработанная смесью концентрированных азотной и серной; кислот) в смеси летучих растворителей (бутиловый спирт и др.). 

Нитролаки

являются наиболее дешевыми и быстросохнущими. Пленка нитролака затвердевает за 10 - 50 минут. После испарения растворителя нитролаки образуют прочную пленку, стойкую к действию воды, щелочей, керосина и атмосферных влияний. Следует учесть, что при окраске изделий нитролаками выделяются летучие вещества (спирты, ацетон и др.),являющиеся огне опасными и очень вредными для человеческого организма, и поэтому в школьных условиях нанесение нитролаков на изделие можно осуществлять только в вытяжном шкафу при обязательном участии преподавателя. 
Лаки спиртовые могут быть светлыми - прозрачными или цветными, содержащими красители различных цветов. Лаки масляные и нитролаки - прозрачны. Работы по лакированию изделий из древесины следует вести в сухом, теплом, хорошо вентилируемом помещении, при отсутствии пыли, опилок и пр. Поверхность отделываемого изделии должна быть хорошо подготовлена для лакировки; она можете быть как чистой, так и протравленной, хорошо прошлифованной, достаточно просушенной и неохлажденной. В некоторых случаях перед лакировкой поверхность грунтуют. Грунт - это лак с добавкой пигментов (нерастворимых порошковых красителей) и наполнителей (тальк и др.) Грунт образует на поверхности изделия слой, закрывающий поры древесины и выравнивающий мелкие неровности. 
Нанесение лаков производится с помощью кисти или тампона, представляющего собой кусок негигроскопической ваты, обернутый в тонкую чистую полотняную или хлопчатобумажную ткань или марлю, предварительно простиранные. Тампон делают небольших размеров, чтобы его было удобно держать в руке (рис. 87, а). При лакировании с помощью тампона берут бутылку со спиротовым или нитролаком, и лак наливают не на поверхность а внутрь тампона основательно пропитывая вату (рис. 87, б). Далее, пальцами правой руки берут концы тряпочки и, надавливая на тампон, покрывают изделие равномерным и очень тонким слоем лака. Лак наносят на поверхность изделия по направлению волокон сплошными параллельными полосами, немного перекрывающими друг друга (рис. 87, в). Лаки спиртовые и масляные обычно наносят на поверхность изделия в два-три слоя, а нитролаки в три - четыре слоя. 
После нанесения каждого слоя лака, кроме последнего, после его высыхания, лакированная поверхность шлифуется мелкозернистой бумагой № 170 - 280 или пемзовым порошком до получения матовости; при шлифовании поверхность изделия смачивается водой или керосином. После шлифования для удаления пыли поверхность тщательно протирают тряпкой и после высыхания покрывают последующим слоем лака. Столярные изделия, состоящие из ряда деталей, лакируются в собранном виде. Нанесение лаков на поверхность изделий в недоступных для тампона местах производится мягкими волосяными кистями. Лакировку изделия нитролаками производят по грунтовке, не содержащей воска, во избежание размягчения воска и появления на пленке пятен. 
Учитывая, что нитролаки быстро сохнут, они наносятся на изделие с помощью тампонов или плоских мягких кистей, очень быстрыми движениями кисти вдоль волокон все время в одном направлении.На основе нитролаков или жидкого целлулоидного клея (раствор целлулоида в ацетоне) можно приготовить цветные лаки для окраски под серебро (с добавкой алюминиевой пудры) или под золото (с добавкой бронзовой пудры). При лакировании следует помнить, что чем тоньше наносимая на изделие лаковая пленка, тем плотнее и прочнее образуется покрытие и тем лучше ее внешний вид (блеск). При небрежном или неправильном лакировании на поверхности изделий из древесины появляются дефекты: полосы и пятна в лаковой пленке, неравномерный или недостаточный глянец, шероховатая поверхность и др. 
Эти дефекты могут быть вызваны различными причинами: плохая шлифовка поверхности, повышенная влажность древесины; недостаточно мягкая обертка тампона; применение излишне густого лака; нанесение толстого слоя лака, неправильная пропитка тампона лаком (не изнутри, а снаружи); медленное лакирование в процессе работы; неравномерный нажим на тампон в процессе работы или его остановка при нанесении полосы; отрыв тампона от поверхности без соскальзывания и т. д. Сушку изделий после лакировки производят в помещениях, свободных от пыли, или в шкафах. В перерывах и по окончании работы тампоны или заменяются новыми, или промываются в спирте, скипидаре и других растворителях. В тампоне, пропитанном лаком, образуется твердая корка лака, и для дальнейшей работы он не пригоден. Кисти по окончании работы промывают спиртом (после применения спиртовых лаков), скипидаром или керосином (после масляных лаков) и ацетоном (после нитролаков), после чего кисти насухо вытирают чистой тряпкой. 
 

Полирование

Полирование является одним из самых сложных, трудоемких и в то же время высококачественных процессов, применяемых для окончательной отделки изделий из ценных пород, обладающих красивой текстурой. В результате полирования поверхность изделия приобретает постоянный нетускнеющий зеркальный блеск. При полировании древесины ее текстура становится особенно заметной, но одновременно с этим выступают и все дефекты древесины или ее обработки. 
Сущность полирования заключается в нанесении на тщательно подготовленную поверхность изделия многочисленных тончайших пленок политуры (до 150 - 200 слоев). Политура представляет собой раствор смолы в этиловом спирте (от 7 до 15% смолы по весу). Наибольшее распространение имеют политуры шеллачная (наиболее качественная) и идитоловая, которые наносятся тончайшими мазками на поверхность хорошо высушенной ' гладкой и прошлифованной древесины с помощью полировальной подушечки-тампона. Процесс полирования ведется в три приема: основное полирование, промежуточное (среднее) и окончательное (чистовое). 
Основное полирование производится плавными, круговыми движениями тампона, пропитанного наиболее обильно 12 - 15 -процентной политурой. При нажатии на тампон политура равномерно выжимается через полотно на полируемую поверхность. При грунтовом покрытии на поверхности изделия закрываются все поры древесины и наносится основной слой смолы, для чего тампон или поверхность изделия припудривают тонким слоем пемзовой пудры. За первый прием наносят не менее 50 слоев политуры. Загрунтованная поверхность просыхает от двух до пяти суток. 
Промежуточное полирование ведется при помощи тампона, пропитанного 7 - 10 -процентной политурой, без пемзового порошка. Тампону придается движение по прямой с зигзагообразным возвратом в исходное положение. При промежуточном полировании на изделие наносится от 50 до 100 слоев политуры, сглаживается грунт, покрытие выравнивается и ему придается равномерный глянец. Окончательное полирование производят жидкой 6 - 8 -процентной политурой, с движением тампона зигзагами с возвратно-круговыми движениями, а также в виде продольных и поперечных восьмерок. Лучшие результаты получаются при полировании древесины непористых и мелкопористых плотных пород - ореха, клена, березы, груши, ольхи, бука, граба и др., значительно хуже полируется древесина крупнопористых пород - дуб, ясень очень плохо полируется древесина сосны и ели. 
Резкие колебания температуры и влажности приводят к быстрой порче полированной поверхности изделий, вследствие чего отполированные изделия должны постоянно находиться в благоприятных условиях, внутри отапливаемых помещений. Отделка изделий из древесины полированием, как процесс очень сложный и трудоемкий, не входит в программу школьных занятий, но может широко применяться в школьных кружках «Умелые руки», В этих кружках, применяя полирование древесины, отделывают различные панели и подставки для приборов, ящики радиоприемников, радиол и пр. 
 

Непрозрачная отделка

Непрозрачная отделка изделий из древесины различными красками и эмалями Непрозрачной, или малярной, отделкой называется окраска изделий из древесины красками анилиновыми, клеевыми, масляными и эмалевыми. Указанные краски и эмали относятся к так' называемым кроющим или укрывистым окрашивающим составам, так как при нанесении на столярное изделие они образуют сплошное покрытие, полностью закрывающее натуральный цвет и текстуру древесины и скрывающее ее дефекты. 
Изготовленные из древесины изделия после высушивания не сохраняют свою влажность неизменной, она «ли повышается, или понижается в зависимости от влажности окружающего воздуха. Окраска изделий из древесины красками и эмалями предохраняет ее от дальнейшего увлажнения, излишней усушки, от загнивания, придавая поверхности изделия прочность, гладкость и красивый внешний вид.

Акриловые краски

разных цветов имеются в продаже в виде порошков, которые легко разводятся в горячей воде. Kраску наносят на поверхность мягкой кистью или ватным тампоном. Окраску ведут вдоль волокон, равномерно покрывая каждый участок только один раз. 

Клеевые краски

состоят из пигментов (сухие краски в порошке) и клеевого раствора, способствующего лучшему сцеплению краски с окрашиваемой поверхностью, и образующих на изделиях прочную пленку. Так, для получения белой клеевой краски в качестве пигмента берут истолченный и просеянный мел (или для небольшого количества краски зубной порошок), густо разведенный в воде. Чтобы высохшая краска не имела желтого оттенка, в мел добавляют немного синьки. Далее готовят клеевой раствор из столярного или жидкого (малярного) клея, разведенного в горячей воде. 
Тщательно перемешивая краску с клеевым раствором в горячем состоянии с помощью кисти наносят ее на окрашиваемые поверхности, заранее покрытые клеевым раствором (грунтом). Клеевые краски имеются в продаже в готовом виде и носят название гуашевые. Клеевые краски дешевы, окраска ими производится легко и быстро, но наряду с этим они непрочны, нестойки, могут легко смываться водой. Применяют клеевые краски главным образом для окраски стен и потолков комнат, а в школьных условиях для покрытия фанерных или картонных щитов, для наглядных пособии и выставок, а также для оформления декораций при проведший школьных спектаклей и т. п. 
При непрозрачной отделке изделий из древесины более широкое применение имеют масляные краски и эмали.

Масляные краски

приготовляются растиранием естественных или искусственных нерастворимых красящих веществ (пигменты) на высыхающих маслах (льняные) с добавлением незначительного количества растворителей (бензина, лакового керосина, скипидара и др.) и сиккатива - ускорителя сушки (раствор сиинцовомарганцевых солей в лаковом керосине и др.). В таблице 8 приведены наиболее употребляемые масляные краски, применяемые для грунтования и окраски изделий. При проведении работ по окраске в школе не рекомендуется приобретать сухие краски и производить их растирание на олифе. 
Лучше приобретать имеющиеся в продаже масляные краски в готовом виде, разведенные олифой или густотертые, приготовленные из различных пигментов и олифы в виде густой пасты. Густые масляные краски перед употреблением разжижают олифой, добавляя по мере надобности растворитель и сиккатив. Растворитель служит для растворения пленкообразующих веществ, но придает при этом окрашиваемой поверхности не блестящий, а матовый оттенок. Сиккатив добавляется в краску не более 2% по весу; он содействует лучшему и быстрому высыханию масел и красок. При проведении окраски небольших и ответственных деталей можно купить готовые тонкотертые, так называемые художественные краски, имеющие яркие и чистые цвета. Художественные краски продаются не в банках, а в тюбиках. Пигментами (красящими веществами) в масляных красках являются окислы металлов (мумия, крон, сурик), различные соли (лазурь), окислы земель (охра, умбра) и т. д. 
Масляные краски образуют на поверхности древесины прочную, влагостойкую пленку, с высокими защитными свойствами окрашенное изделие можно промывать даже теплой водой. К недостаткам масляных красок следует отнести слабый глянец пленки и медленное высыхание при окраске (около 24 часв каждый слой). Масляные краски имеют очень широкое применение. В школьных условиях ими окрашивают школьный игровой материал, спортивный инвентарь и оборудование, поделки и модели, не боящиеся влаги и атмосферного воздействия. Перед окраской масляными красками поверхность древесины должна быть тщательно выстрогана, зачищена стеклянной бумагой, хорошо просушена и очищена от пыли. Окраска поверхности выполняется в следующем определен ном порядке: грунтование, сушка, шпаклевание местное и сплошное, окрашивание, сушка; шлифование, одинарное или многократное, сушка; покрытие лаком. 

Грунтование

Грунтование (или грунтовка) - это первоначальное покрытие подготовленной поверхности древесины оплошным слоем жидкого масляного или клеевого состава, называемым грунтом. При грунтовке этот состав проникает на некоторую глубину в поры древесины, закрывает их, образуя водонепроницаемую пленку. При грунтовке наносимый слой создает наиболее прочное сцепление всех последующих покрытий (шпаклевки, краски и т. д.) с поверхностью изделия. 
Масляная грунтовка составляется из олифы, подкрашенной 10 - 15% пигмента - тертой масляной краски (чаще всего охры); грунтовка придает древесине устойчивость против проникновения влаги, благодаря чему изделия могут находиться в условиях переменной влажности. Для клеевой грунтовки применяется, казеиновый клей. 
 

Шпаклевание

Шпаклевание (или шпаклевка) применяется для выравнивания отделываемой поверхности древесины, для заделки на ней углублений, трещин, вмятин, царапин и других изъянов, оставшихся после зачистки поверхности. Местное шпаклевание заключается в подмазке отдельных дефектных мест и неровностей, а сплошное шпаклевание - в нанесении тонкого слоя шпаклевки по всей поверхности изделия. Нанесение шпаклевки на большие поверхности делается дважды: сначала подмазываются отдельные дефектные места, и после сушки - производится шпаклевание сплошное. 
В состав шпаклевки входят мел или тертая масляная краска, олифа (может применяться лак масляный, иногда клеи казеиновый). Приготовляется шпаклевка в виде пасты (масляной лаковой или клеевой (рис. 88, а). Масляная шпаклевка изготавливается по следующему рецепту на 250 частей молотого отмученного мела берется олифы натуральной 50 частей, клея столярного (или малярного) 1 часть, скипидара технического 10 частей, сиккатива 5 частей и воды 8 частей. Для приготовления лаковой шпаклевки берется тертой краски 8 частей и масляного лака 1 часть. 
Для получения казеиновой шпаклевки берется мела молотого отмученного 19 частей, клея казеинового (водный раствор) и олифы натуральной по 2 части и воды 25 частей. Масляные и лаковые шпаклевки являются более прочными и водостойкими, чем клеевые, но они дольше сохнут. Приготовленные шпаклевки наносят на большие поверхности с помощью деревянных или металлических лопаточек - шпателей, а «а небольшие предметы ножом или широкой стамеской; для криволинейных поверхностей употребляются шпатели резиновые - куски листовой резины 4 - 5 мм толщины с острыми кромками (рис. 88, б)
Концом шпателя захватывают немного шпаклевки, накладывают ее на древесину и с некоторым избытком заполняют изъяны поверхности; заглаживая шпателем поверхность (рис. 88, в) и удаляют излишки шпаклевки. Сушка зашпаклеванной поверхности продолжается от нескольких часов до суток, после чего ее прошлифовывают пемзой, стеклянной бумагой или тупой металлической пластинкой (рис. 88, г). Иногда при отделке поверхности древесины для заделки мест впадин, отщепов, высверленных сучков применяют различные пастообразные и твердые замазки. Так, для приготовления пастообразной замазки берется (по весу) целлулоида 20%, растворенного в 68% ацетона, и древесной муки 12%. 

Окраска

После шлифования шпаклеванной поверхности и удаления пыли с помощью тряпки на совершенно сухую поверхность наносят первый слой масляной краски, разведенной олифой до более жидкой консистенции. Тщательно размешав в банке палочкой краску, набирают ее понемногу щетинной кистью, смачивая только рабочий конец. На окрашиваемую поверхность краску следует наносить незамедлительно, вначале размазывая ее полосами на поверхности изделия по возможности на большей площади (рис. 89, а). Далее, сейчас же после этого кистью проводят полосы, одну за другой, растушевывая краску в одном направлении - поперек волокон. 
Наносить ее тонким равномерным слоем после чего растушевывают окончательно в другом направлении - вдоль волокон (рис. 89, б, в). Чтобы получить ровную гладкую поверхность и прочную пленку и избежать морщин и подтеков, следует краску наносить и растушевывать очень тонкими слоями, окрашивая вместо одного два, три раза. Чем тоньше слой краски, тем он прочнее. После высыхания первого слоя, за время до 24 - 30 часов, изделие в случае необходимости подвергают промежуточному мокрому шлифованию с помощью мелкозернистой шкурки или пемзы с водой или керосином. 
Очистив после шлифования изделие от Пыли, в зависимости от укрывности, наносят второй и, если нужно, третий слой краски. Последний слой краски шлифованию не подвергают. Для увеличения прочности и глянцевитости окраски изделия его после тщательной просушки (1,5 - 2 недели) покрывают один раз слоем масляного лака. Помимо масляных красок, для окраски изделий из древесины И из металла широко применяются эмалевые краски, которые подразделяются на масляные эмали и нитроэмали. Масляные эмали представляют собой краски, приготовленные путем растирания пигментов на масляных лаках, с добавлением соответствующих растворителей (скипидара, бензина, лакового керосина и др.) и сиккативов. Нитроэмали состоят из нитролака и пигмента. 
Цветные эмалевые краски успешно используют для окрашивания древесины и металла; они имеют некоторые преимущества по сравнению с масляными красками. Они дают твердое, прочное и блестящее покрытие, обладают хорошей влагоустойчивостью и быстро высыхают.Поверхность изделия, покрытого нитроэмалями, может быть доведена до зеркального блеска, не требуя последующего лакирования. К недостаткам эмалевых красок (особенно нитроцеллюлозных) относится несколько меньшая прочность (сцепляемость) покрытия, чем у масляных красок, способность к быстрой воспламеняемости, а также вредные едкие выделения (ацетон, бензол, метиловый спирт) при окраске и высыхании пленки, раздражающие слизистую оболочку носоглотки и глаз, что вызывает необходимость отведения специального помещения с приточно-вытяжной вентиляцией. 
Кроме того, нитроэмали имеют недостаточную свето и водостойкость. Масляные эмали, так же как и масляные краски, широко применяются для столярных изделий, подвергающихся постоянному влиянию атмосферной влаги и механическим воздействиям. Эти изделия могут эксплуатироваться на открытом воздухе и в закрытых помещениях (высококачественная окраска трамвайных и железнодорожных вагонов, их внутреннего оборудования, школьной и детской мебели, плавающих моделей, различных приборов и макетов). 
Окраска древесины эмалями производится таким же образом, как и масляными красками. Поверхность изделия очищают от грязи, жира, старой краски, хорошо просушивают и производят грунтовку, а в случае необходимости - шпаклевку. При окраске масляными эмалями в качестве грунтовки применяют жидкий раствор той же эмали, добавляя в нее от 25 до 60% по весу скипидара, а для получения шпаклевки к грунтовке добавляют молоты отмученный мел или молотый тальк, а также охру в порошке Д получения тестообразной массы. 
При окраске нитроэмалями применяют специальные нитро ил масляные грунтовки, имеющиеся в продаже в готовом виде. Эти грунтовки могут быть приготовлены своими силами, для чего берется 10 частей свинцовых или цинковых белил, которые тщательно растирают с семью частями олифы и тремя частями скипидар эта масляная грунтовка сохнет за 24 часа, в то время как нитр грунтовки высыхают в течение одного часа. Шпаклевки под нитроэмаль готовят на нитролаке. После высыхания шпаклевка тщательно прошлифовывается. Эмаль наносятся на подготовленную для окраски поверхность тонким и ровным слоем при помощи кисти. 
Окраска эмалями ведется без пропусков и сгустков вдоль во локон древесины полосами, примыкающими друг к другу; дополнительной растушевки не производится. В зависимости от укрывистости эмали наносят в один, два, не больше трех слоев, выдерживая время между перекрытиями для сушки: при нанесении масляных эмалей до 18 часов, при нанесении нитроэмалей от 15 до 50 минут. Все покрытия, кроме последнего, шлифуют пемзой или шкуркой. В процессе окраски при нанесении второго и третьего слоев эмаль делают более жидкой, разбавляя масляную эмаль скипидаром, а нитроэмаль - ацетоном. 

Хранения красок и лаков

При проведении работ, связанных с прозрачной и непрозрачной отделкой древесины, нужно знать порядок хранения красок и лаков, правильное употребление кистей. Краски масляные хранят в хорошо закрытых жестяных банках. Чтобы предохранить краску от высыхания, ее поверхность заливают олифой или водой. Лаки спиртовые, нитролаки способны сильно испаряться и их следует хранить в плотно закупоренной посуде, а вследствие их легкой воспламеняемости - беречь от огня. Олифы и масляные лаки при некоторых условиях также способны воспламеняться. 
Тряпки, вата, пропитанные маслом при хранении в теплых местах могут самовоспламеняться. Пыль при зачистке или шлифовании нитролаков является горючим веществом, при наличии огня может взрываться. Нельзя допускать скопление пыли, а также курение или разжигание огня при окраске изделий. Хранить лаки и краски надо в кладовых, в хорошо закупоренных сосудах. Масляные тряпки хранить нельзя, по окончании работы их надо сжигать. При отделке изделий масляными и эмалевыми красками применяются щетинные кисти, а при применении анилиновых, акварельных красок - волосяные. 
Лаки и протравы удобнее наносить самодельными тампонами; для удобства тампоны можно привязать к палочке. Кисти, которыми ведется окраска изделий, для увеличения срока их службы и повышения качества окраски требуют к себе бережного отношения. Основные правила ухода за кистями сводятся к следующему. Кистями не разрешается размешивать краску, это рекомендуется Делать палочкой. Набирать краску следует концом кисти, не погружая ее глубоко в краску. По окончании окраски кисти отжимают и тщательно промывают, чтобы остатки краски не засыхали на них. 
Кисти после клеевых, акварельных и анилиновых красок промывают водой; масляных - керосином; эмалевых - скипидаром; нитрокраски - ацетоном или другими растворителями. Так как у мелких кистей щетина нередко вклеена в ручку и держится при помощи канифоли, такие кисти не разрешается промывать растворителем (скипидаром); мыть их можно только в теплой воде. Щетину или волос новых тонких кистей обвязывают у ручки суровой ниткой, а толстых кистей - шпагатом или проволокой. Для предохранения щетины от коробления хранить кисти следует подвешенными за ручку, а не ставить их щетиной вниз. 
Разработчик:Территория SlavSSoft