Практические занятия в школьных учебных мастерских
Схемы сети жилого дома

Устройство электросети - схемы сети жилого дома

Рассмотрим схему проводки от кабельного ввода до конечных, осветительных точек, расположенных в квартирах трехквартирной секции жилого дома (рис. 248). Магистраль проложена вдоль лестничной клетки проводом ПР сечением 4 мм² в резиновых трубках. На лестничной площадке первого этажа на магистрали установлены две переходные коробки. Нижняя из них с предохранителями на 15а для перехода с трех проводов на три служит для ответвления проводами ПР сечением 2,5 мм² к групповому щитку на три двухполюсные группы для освещения лестничной; клетки, подвала и двора. Вторая переходная коробка для перехода с трех проводов на два служит для ответвления к трем квартирам первого этажа. 
К каждой из квартир подводится два провода, следовательно, переходов ответвлений будет по числу квартир - три. Группы квартир следующих этажей присоединяются через свои переходные коробки. Группы группового щитка подобраны по признаку расположения в группу потребителей, находящихся в одинаковых местах и одинаковых условиях, с общим предохранителем и выключателем на каждую группу: группа а - лампы освещения лестничной клетки - проложена проводами 1,5 мм² с предохранителем на 10 а; группы б и в - освещение двора и подвала дома - проводами 2,5 мм² с прокладкой по стенам на изоляторах, с предохранителем на 15 а в каждой группе. 
Квартирный групповой щиток имеет две группы (провода 1,5 мм² предохранители на 10 а). Разбивка на две группы необходима при большом числе ответвлений; кроме того, наличие двух групп повышает надежность освещения, так как при перегорании одного предохранителя света не будет только в части квартиры. Квартирные групповые щитки 8 имеют по одной группе каждый. Планировка групповой квартирной сети. Непосредственно после счетчика устанавливается квартирный групповой щиток с предохранителями. От этого щитка отходят группы к местам установки потребителей - лампам. Весьма часто от щитка отходят две группы: общего освещения и штепсельная. Разделение на две группы делается с целью улучшения режима напряжения на лампах общего освещения, а также с целью разгрузки группы, в которой через штепсельные розетки питают бытовые нагревательные приборы, так как эта группа часто может иметь нагрузку, большую расчетной. 
Перегорание плавких предохранителей чаще всего возникает от наличия в группе штепсельных розеток, а не от ламп общего освещения, и поэтому при отделении сети общего освещения от штепсельной ремонт предохранителей можно производить при эектрическом освещении. По нормам ограничивают число розеток, включенных на отдельную штепсельную группу, - тремя при напряжении 127 в и пятью при напряжении 220 в. Вследствие этого в многокомнатных квартирах бывает необходимо применять две штепсельные группы. В газифицированных квартирах допустимо выполнение смешанных групп (в каждой группе имеются лампы и штепселя), так как при наличии газа возможность пользования бытовыми нагревательными приборами незначительна, а мощность телевизоров, радиоприемников, холодильников и других приборов небольшая. Применение смешанных групп сокращает расход проводов. 
На рисунке 249 показан план трехквартирной жилой секции со схемой устройства освещения групповой сети. От каждого квартирного щитка отходят две группы - общего освещения и штепсельная. В штепсельной группе установлено пять розеток. В группе общего освещения установлено девять точек (ламп), из них три для жилых комнат и шесть для мест общего пользования. В жилых комнатах в центре потолка шнуровой подвес и крюк для крепления люстры или любого другого светильника. В местах общего пользования каждой квартиры установлены: в прихожей плафон на потолке, в кухне люстра цельного стекла и настенный патрон; в уборной и ванной комнате настенные патроны. Магистральный щиток установлен на лестничной клетке. От этого щитка отходят три группы к квартирным щиткам, установленным в передней. Месторасположение выключателей и штепсельных розеток указано на плане. 
В целях практического ознакомления с осветительной сетью жилого дома следует провести экскурсию учащихся, под руководством преподавателя: В первую очередь полезно изучить электросеть школы. Руководитель должен выбрать и осмотреть объект экскурсии и составить план ее проведения, учитывая устройство сети выбранного объекта и доступность отдельных частей сети для осмотра. На вводной беседе нужно познакомить учащихся с темой экскурсии, ее целью и порядком проведения, с принципиальной схемой электрической сети своей школы и жилой секции или дома. Начальный пункт осмотра - вводный кабельный ящик, конечный пункт - класс или квартира. Необходимо проследить путь тока от ввода через предохранители, счетчики, магистральные и групповые щитки к приемникам электроэнергии - лампам. Обратить внимание учащихся на то, что неисправности сети могут быть причиной пожаров и несчастных случаев. После проведения экскурсии рекомендуется учащимся составить схему осветительной сети своей квартиры. 
Разработчик:Территория SlavSSoft