Практические занятия в школьных учебных мастерских
Оборудование рабочего места

Оборудование рабочего места

Оборудование рабочего места и организация занятий в учебных мастерских. Рабочее место - это часть площади мастерской, отведенная для выполнения тех или иных производственных заданий. На рабочем месте располагается все необходимое для проведения работы: оборудование, инструмент, материал или заготовки и потребный инвентарь. 
Помещение, предназначенное для учебных мастерских, может находиться в самой школе, но лучше вне её, в отдельном здании, расположенном на школьной территории. Помимо основных санитарно-гигиенических и противопожарных требований, помещения для учебных мастерских должны удовлетворять следующим требованиям: 
а)столярные и слесарные мастерские должны быть изолированы от других комнат, но находиться поблизости друг от друга; 
б)рекомендуется располагать мастерские только на первом этаже; 
в)мастерские должны иметь отдельные входы и желательно запасные выходы, но они не должны являться проходными комнатами; 
г)для подключения станочного оборудования к мастерским должен быть подведен силовой трехфазный ток; 
д)в каждой мастерской должны находиться умывальники с потребным количеством водопроводных кранов. 
Помещение для мастерских должно быть достаточно светлым за счет естественного освещения днем и электрического вечером или в пасмурную погоду. Освещенность рабочих мест в мастерских нормально должна доходить до 120 - 150 лк, для чего вечером в помещении в 60 ² устанавливаются 6 - 8 осветительных точек, общей мощностью 1200 вт. Помимо общего электрического освещения, располагаемого на потолке или стенах, рекомендуется иметь непосредственно на рабочих местах местное низковольтное освещение. Электролампы местного освещения крепятся на поворотных кронштейнах и снабжаются защитными колпаками, благодаря чему свет не попадает в глаза работающего, а направляется на обрабатываемый предмет. 
К этим средствам относятся следующие: оборудование - механические приводные или ручные станки; столярные, слесарные или комбинированные верстаки; приспособления - плиты настольные поверочные и разметочные, тиски стуловые и параллельные; инструменты для проведения столярных и слесарных работ согласно перечня оборудования, утвержденного Министерством просвещения РСФСР; материалы и полуфабрикаты для изготовления столярных и слесарных деталей и изделий; мебель и хозяйственный инвентарь - столы, табуреты, шкафы и пр.; 
учебно- наглядные пособия - коллекции образцов, учебные таблицы, витрины и планшеты с материалами по обработке дерева и металлов и электромонтажным работам. Перечень станочного оборудования, потребного для проведения занятий в учебных мастерских и их краткая' характеристика приведены в таблице 1. При отсутствии электроэнергии и невозможности использования приводных станков, учебные занятия следует проводить с применением ручных станков. Помещение мастерских должно иметь высоту не менее 3,5 - 4,5 м; оно должно быть сухим, с достаточным притоком воздуха от естественной или искусственной вентиляции, но без сквозняков. В зимнее время в помещении учебных мастерских температура воздуха не должна быть ниже 14 - 15° С. 
Пол в учебных мастерских рекомендуется покрывать хорошо окрашенным деревянным настилом или ксилолитовыми плитами. Рекомендуется, чтобы стены и потолок мастерских были чисто побелены или окрашены белой краской, а на высоте до 1,5 - 2 м должна быть оставлена панель спокойного тона (светло-серого, светло-коричневого цвета). По границам панели рекомендуется в один или два ряда прочно прикрепить крашеные или полированные деревянные рейки, предназначенные для развешивания на них наглядных пособий: щитов, планшетов, плакатов, инструкционных и технологических карт и др. 
На рейках на определенном расстоянии друг от друга следует набить крючки или гвозди, и на таком же расстоянии на щитах и планшетах прикрепить на шурупах ушки крепления; это дает возможность в случае необходимости повесить щит на любом нужном месте. В производственных условиях в зависимости от размеров обрабатываемых деталей на каждое рабочее место слесаря отводят до 3,8 м² площади. Для проведения нормальных занятий в учебных мастерских выделяются помещения: 
а) основное - для размещения рабочих мест и установки станков и 
б) вспомогательное - для хранения заготовок, материалов, инструментов и приспособлений, а также и изделий учащихся. 
При организации практических занятий в учебных мастерских рабочие места должны быть оснащены всеми материально-техническими средствами, потребными для выполнения необходимых столярных, слесарных и электромонтажных работ. Из механических рекомендуется приобрести настольный сверлильный станок с ручным приводом, ручной наждачно-точильный станок с редуктором. Основным оборудованием на рабочих местах являются верстаки столярные - в мастерских по обработке дерева и слесарные - в мастерских по обработке металлов. 
Значительно сложнее стоит вопрос о создании удобных универсальных рабочих мест, снабженных комбинированными верстаками, пригодными для выполнения основных столярных и слесарных работ, включая работы жестяницкие и паяльные, а также простейшие электромонтажные. В настоящее время имеется несколько опытных конструкций комбинированных верстаков, предложенных для учебных мастерских и находящихся на проверке в производственных условиях. Комбинированные верстаки бывают двух типов: 
а) верстаки, у которых на одной широкой стороне установлены слесарные тиски, а на другой, противоположной, уложена верстачная доска и расположены зажимные приспособления для обработки дерева; 
б) верстаки, имеющие откидную доску, с прикрепленными к ней слесарными тисками; при повороте доски на 180° тиски входят в специальный вырез, имеющийся в крышке верстака, в результате чего верстак используется для проведения столярных работ. 
Заслуживает внимания интересная конструкция школьного универсального верстака для работ по дереву и металлу, предложенная учителем школы № 8 города Торжка Ф. П. Беляковым. Описание этого верстака дано в журнале «Политехнизация в школе» № 1 за 1957 год. Оборудование учебных мастерских определяется содержанием практических работ, проводимых с учащимися по программе V - VII классов семилетней и средней школы. В учебных мастерских должно быть все необходимое для проведения основных практических занятий по деревообработке, металлообработке, комбинированным работам по дереву и металлу, по электромонтажным работам. 
На базе созданных учебных мастерских должны быть предусмотрены возможности работы технических кружков (авиамодельных, автомобильных, радиотехнических и др.). Кроме того, при организации учебных мастерских следует учитывать перспективность расширения этих мастерских и пополнение их оборудованием для проведения практикумов по машиноведению для учащихся старших классов. В VIII - X классах учащихся знакомят с основными процессами машинной обработки металлов, с устройством и работой токарных, фрезерных, строгальных и сверлильных станков. 
 
 
Разработчик:Территория SlavSSoft